Главная » Статьи » Мои статьи |
Первый класс: как научить ребенка быть организованным. Сегодня мы
предлагаем взглянуть на первые месяцы ребенка в школе глазами педагога –
возможно, куда более объективными и проницательными. Как знать, а вдруг это
поможет увидеть (а значит, и устранить) причины некоторых сложностей, с
которыми мы так старательно и самозабвенно сражаемся весь первый год и
оставшиеся десять?.. Три источника и три составных части
«первоклассных» проблем. – Бич всех учителей, ведущих первый
класс, – это бесконечные опоздания, причем, что характерно, грешат этим одни
и те же ученики. В
первом полугодии у первоклассников самый продуктивный урок – первый. И вот,
звенит звонок, начинается работа, как вдруг открывается дверь и появляется
первый опоздавший. Проходит на свое место, принимается готовиться к уроку, все
роняет, всех отвлекает, не может найти нужных тетрадок-учебников... Разумеется,
учителю приходится останавливаться и ему помогать, а остальные, заметив, что
предоставлены сами себе, тут же начинают веселиться в полное свое удовольствие.
Только восстановишь дисциплину, что тоже требует определенного времени, – скрип
двери и новое: « Можно войти?». А в темноте коридора блестят виноватые глаза
мамы очередного опоздавшего ребенка. На
все настоятельные просьбы, увещевания и требования приходить вовремя педагоги,
как правило, слышат слова чистосердечного раскаяния и клятвенные обещания, что
этого больше не повторится. Но увы и ах – как говорится, трудно не ребенка
воспитать, а себя перевоспитать. И вот, проходит от силы день-два, и все
возвращается на круги своя: звонок на урок, стук в дверь, «извините, можно
войти?». Что
делать? Выход есть, причем даже не один, а целых два – как для нас, учителей,
так и для Вас, родителей. Скажем, пять-семь минут первого урока педагог может
посвятить небольшой физзарядке, которая даст шанс подтянуться опаздывающим, а
тем, кто пришел вовремя, поможет окончательно проснуться. Что касается утренней
побудки, то существует действенный способ вовремя поднять с кровати не только
первоклассника, но и ребенка постарше. Для этого нужно просто поставить
будильник на пять-десять минут раньше обычного времени и, соответственно, на
эти же пять-десять минут раньше и начать будить чадо. Оно, конечно, будет
отчаянно сопротивляться и умолять: «Ну мамочка, ну еще чуть-чуть, еще пять
минуточек!..», а Вы... Нет, Вы не станете с категорическим «никаких
«чуть-чуть», быстро вставай!» сдергивать с него одеяло, а разрешите понежиться
под ним эти уже запланированные Вами пять минут, через которые ребенок встанет
без всяких жалоб и просьб. Вторая «первоклассная» проблема
– медлительные и плохо организованные дети, которые не могут вовремя
приготовиться к уроку, найти нужное в своих объемистых портфелях и
многочисленных пакетах. То тут, то там слышится: «Ой, а у меня нет тетрадки!
Ой, а я палочки дома забыла!» и так далее, и тому подобное. На просьбу педагога
посмотреть повнимательней ребенок, находящийся в полной уверенности, что у него
этого нет, в лучшем случае для проформы пошарит в портфеле, а в худшем так и
вовсе ударится в слезы. Разумеется, спешишь на помощь, разумеется, все находишь
в одном из многочисленных отделений, папок и кармашков. Причина
элементарна: ребенок просто–напросто не знает, где у него что лежит, ведь
портфель любовно собран... мамой. Прошу Вас,
дорогие мамы и заботливые бабушки: доверяйте своему ребенку! Пусть он сделает
это не так аккуратно, как бы Вам хотелось, зато будет точно знать, откуда что
доставать, и тем самым сэкономит и свое, и чужое драгоценное учебное время.
Хочу подчеркнуть: именно «драгоценное», это не преувеличение, потому что
школьная программа, к сожалению, не делает поправку на то, что приходящие в
первый класс малыши еще многого не умеют и плохо ориентируются в незнакомой
обстановке, новых для себя условиях. Это только в фильмах девочки с бантиками и
мальчики в гастучках, держась за руки, парами чинно входят в школу,
организованно садятся за парты, складывают, как зайчики, «лапки» и внимают учителю,
который с первой минуты начинает «сеять разумное, доброе, вечное». В реальной
жизни проходит, как минимум, месяц до того момента, когда Ваши малыши научатся
хотя бы слышать учителя, не говоря уже про «слушать». А учебной программой
время на адаптацию не учтено, по программе положено «сеять» с первого сентября. И
последняя, деликатная проблема. В последнее время все чаще от учителей
можно услышать фразу: «Трудно работать не с детьми, а с их родителями». Я бы от
себя добавила «и с бабушками тоже». Милые, добрые, бесконечно уважаемые
бабушки, я снова обращаюсь к вам. Конечно же, мы, педагоги, прекрасно знаем,
что Ваши внуки или внучки – самые лучшие и замечательные, что они многое умеют
и знают. Поверьте, опытный учитель «видит» ребенка с первых дней знакомства, а
уж найти с ним общий язык и вовсе его прямая, профессиональная задача, с
которой он, как правило, способен справиться самостоятельно. Что до обсуждения
тех или иных проблем ребенка, то учитель не имеет права делать это ни с кем,
кроме его законных представителей – мамы и папы (или, в случае, когда их нет, –
опекунов). «Проблема
портфеля» и как ее решить. А
теперь, возвращаясь к сборам в школу и проблеме вовремя найти и достать из
портфеля все необходимое к уроку, мы хотим предложить несколько проверенных
способов, которые могут облегчить существование и Вам, многоуважаемые родители,
и Вашему первокласснику.
Начнем с
пенала. Толстые пеналы на молниях, в которых помещается все-все-все и еще
немножко, удобны только на первый взгляд. Сначала ребенок, наоборот, путается в
бессчетных отделениях, битком набитых всякой пестрой всячиной, не в состоянии
отыскать срочно требующийся ластик-карандаш-линейку. Чтобы этого избежать,
можно поступить следующим образом: отводим одно отделение для предметов первой
необходимости, которые нужны на каждом уроке – линейка, карандаш, ручки – как
правило, их две, зеленая и синяя, точилка (обязательно с контейнером для
стружки, в противном случае ребенок будет точить сломавшийся карандаш в пенал
или прямо в портфель), цветные карандаши. Во второе отделение кладем
фломастеры/маркеры, ножнички, клеящий карандаш и т.д. – то, что требуется время
от времени. Теперь
займемся портфелем. Стандартный ортопедический портфель имеет четыре отделения
– два больших, одно поменьше и одно маленькое, между которыми тетради,
учебники, пенал и завтрак распределяются следующим образом: в первое большое
отделение отправляются учебники, во второе – тетради, прописи, рабочие тетради.
В то, что поменьше, кладем пенал, вспомогательный материал (веера с буквами и
цифрами, счетные палочки и т.д.), а в самое маленькое – бутерброд. Чтобы ребенок
привык и принял такой порядок, потратьте один вечер на «репетицию»: собрали
портфель, разобрали и снова собрали. Попросите его подготовиться к чтению. К
математике. К письму. Эта рутина должна быть отработана до автоматизма, и
посвятив сборам–разборам один вечер, Ваш ребенок уже никогда не будет в поисках
нужного учебника или тетради брать портфель за донышко и вытряхивать из него на
парту все содержимое. Есть и другой
подход. Распределите все тетрадки, рабочие тетради, прописи, вспомогательный
материал и учебники по предметам. Для каждого заведите свою папочку – если
ребенок рассеянный, то пусть каждая папка будет своего цвета: например, синяя –
для математики, красная – для письма, желтая – для чтения. Тем самым подготовка
к уроку сведется к тому, чтобы просто достать из портфеля папку нужного цвета.
Какую именно – ребенок видит сразу же, едва открыв портфель. После урока он
точно так же складывает все, что лежит у него на парте, обратно в папку. Чтобы
закрепить последний навык, опять-таки потренируйте его дома, можно с
секундомером – дети очень любят соревноваться наперегонки со временем. В
заключение хочется сказать, что, наверное, не стоит ждать, что школа вообще или
педагог в частности отыщут и нажмут в голове ребенка какую-то главную кнопочку,
после чего вчерашний рассеянный детсадовец как по волшебству превратится в
собранного и организованного ученика. Согласитесь, мы ведь сами не рвемся
делать скучные дела, навязанные нам извне. И тем не менее, делать их
приходится, а потому давайте будем терпеливыми, будем помогать нашим детям (и
учителям), и тогда первая школьная ступенька никому не покажется высокой и
недоступной. | |
Просмотров: 398 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |